Одной из самых важных внешнеполитических загадок новой администрации Соединенных Штатов является то, как она будет относиться к повышенной международной агрессивности Российской Федерации и ее последним военным авантюрам, пишет издание «Обозреватель». Огромное количество сигналов за последнее время, в частности и касающиеся непосредственно украинско-российской конфронтации, указывают на дружелюбное отношение новоизбранного президента Америки и некоторых его сподвижников к Владимиру Путину.
На этом фоне сближение между Вашингтоном и Москвой может выйти за рамки прошлых попыток прежних американских администраций перезагрузить отношения с РФ. Трамп и его советники, вероятно, надеются, что более толерантное отношение Соединенных Штатов к претензиям и акциям РФ на территории бывшего Советского Союза и, в том числе, в Украине, подвигнет Москву к более тесному сотрудничеству в таких областях, как борьба против терроризма или противостояние геополитическому восходу КНР.
Однако понимают ли Трамп, Тиллерсон и их коллеги, насколько высоки ставки в данной игре? Эти риски касаются также фундаментальных национальных интересов таких проамериканских государств, как Украина, Грузия, Эстония или Польша. Возможная новая терпимость Соединенных Штатов в вопросе нарушения Российской Федерацией украинской территориальной целостности имела бы довольно серьезные последствия и для остального мира. Так, отход от заверений о безопасности, которые Америка дала Украине в рамках так называемого Будапештского меморандума 1994-го, стал бы еще одним нарушением логики и так расшатанного международного режима ядерного нераспространения.
Здесь следует напомнить предысторию этого настораживающего развития. На саммите ОБСЕ в столице Венгрии в конце 1994 года три страны, которым разрешено владеть ядерным оружием в рамках Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), - Великобритании, Российской Федерации и Соединенным Штатам. Был подписан Меморандум о гарантиях безопасности, которые среди прочего, включали неприкосновенность украинских госграниц. Киев, в свою очередь, так же как и Алматы, и Минск тогда отказались от оружия массового поражения, полученного в наследство от Советского Союза. Франция и Китай как два других официальных ядерных государства в рамках ДНЯО также подтвердили свое уважение границам и суверенитету Украины в отдельных правительственных декларациях. Так, крупные мировые державы и постоянные члены Совбеза ООН официально признали свое обязательство защищать территориальную целостность Украины. Украина присоединилась к ДНЯО и к СНВ.
Но Москва с 2014 года демонстративно нарушила Будапештский меморандум, обеспечивающий Украине суверенитет, который РФ (помимо Великобритании и Америки) подписала двадцать лет назад. Так, нарушение Будапештского меморандума продолжающейся оккупацией РФ украинской территории ущемляет не только суверенитет Украинского государства, а и подрывает логику, надежность и функционирование международного механизма ограничения распространения ядерного оружия.
Помимо этого, два других официальных ядерных государства в рамках ДНЯО, Париж и Пекин с того времени, хотя и не так демонстративно, но тоже принимали участие в посредственном подрыве принципа нераспространения. В 2014-м Пекин не поддержал резолюцию Генассамблеи ООН против присоединения к РФ украинского Крыма, а некоторые видные французские парламентарии посетили полуостров после его оккупации Россией, хотя французское правоцентристское правительство в 1994-м официально задекларировало свое уважение границам и суверенитету Украины.
Если теперь и Соединенные Штаты поменяют свою позицию, Британия останется единственной страной-гарантом ДНЯО, которая ведет себя по отношению к Украине более-менее в соответствии с логикой мирового режима нераспространения.
Чего ожидать дальше?
Политика умиротворения Кремля может не уменьшить, а напротив, нарастить вероятность новых эскалаций на территории бывшего Советского Союза. РФ уже оставалась ранее неудовлетворенной своими предыдущими территориальными завоеваниями в иных постсоветских республиках, таких как Грузия и Молдова, хоть Запад шел навстречу Кремлю. Имплицитное признание Западом российских протекторатов в Южной Осетии, Абхазии и Приднестровье, сыграло свою роль в том, что Москва решилась на аннексию украинского Крыма и на военное вторжение в украинский Донбасс.
Буде много побочных эффектов от возможного будущего попустительства со стороны Соединенных Штатов по отношению к российскому империализму. Если Америка действительно негласно или гласно примет факт аннексии Крымского полуострова, это приведет к общему послаблению международного права на постсоветском пространстве, поскольку Российская Федерация официально подтвердила границы Украинского государства не только в Будапештском меморандуме. РФ и в ряде иных достаточно важных документах повторно и однозначно признала украинские границы. Речь, в частности, о Беловежском соглашении 1991 года, Договоре о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Украиной и РФ 1997 года, Договоре о российско-украинской границе 2003 года и прочих. Поэтому согласие Соединенных Штатов с недавней территориальной экспансией РФ даст опасный сигнал всем политлидерам на постсоветском пространстве, а также за его пределами.