Решится ли Беларусь полностью выйти из российской орбиты? Сможет ли Россия удержать Беларусь под своим влиянием, если конфликт между Лукашенко и Путиным продолжит углубляться? Белорусское интернет-издание «Завтра твоей страны» рассматривает разные варианты дальнейшего развития событий. По мнению экспертов, о евроинтеграции и вступлении Беларуси в НАТО говорить пока рано.
Лукашенко оставляет мосты в целости и сохранности.
Сжигать мосты Александр Лукашенко не намерен, несмотря на всю жесткость своей риторики, прозвучавшей в последние дни. Как минимум, он уже успел опровергнуть слухи, распространяемые российскими СМИ о том, что Беларусь якобы собирается поставить крест на Союзном государстве с Россией и выйти из Евразийского экономического союза.
По словам президента Лукашенко, все это полный вымысел кремлевских пропагандистов, пытающихся помочь своим хозяевам надавить на Минск и посеять неуверенность в завтрашнем дне среди граждан Республики Беларусь. Также руководитель страны опроверг сообщения о грядущем выходе Беларуси из Организации договора коллективной безопасности – некоего заменителя ушедшего в лету Варшавского военно-политического договора.
По крайней мере, формально Беларусь остается в политической, военной и экономической орбите России, а ее руководство демонстрирует преданность дружбе с «братскими» народами СНГ. Белорусские СМИ сообщают о том, что в ОДКБ не зарегистрировано ни одного обращения с просьбой рассмотреть вопрос выхода из организации. Как поясняет директор по развитию Либерального клуба Евгений Прейгерман, начало дезинтеграционных процессов означало бы катастрофу для Беларуси. Это самоубийство, уточнил он.
Тем не менее белорусские сайты и социальные сети все чаще обсуждают тему так называемого #belxit. Этот термин возник как аналог британского брэкзита и означает начало серьезного разговора о необходимости дальнейшего пребывания Беларуси под сильным влиянием Москвы. Если бы речь шла о каких-либо других международных интеграционных структурах, можно было бы надеяться на мягкое постепенное освобождение от зависимости. Но Кремль есть Кремль. И там мыслят категориями «кто не с нами, тот против нас». Иначе говоря, в евразийских организациях, созданных Москвой с единственной целью восстановить Российскую империю в границах бывшего СССР, можно либо полностью остаться, либо выйти, громко хлопнув за собой дверью.
Решиться на такой шаг для Александра Лукашенко непросто. Как отмечают эксперты, он сделает его только в том случае, если не будет другого выхода. В то же время, Москва пойдет на все, чтобы не допустить белорусского брэкзита.
Как Москва удерживает Минск.
Если Беларусь сделает первый шаг от Москвы по собственной инициативе, первое, чем придется пожертвовать – это политической стабильностью. На Западе, к которому нужно будет прислушиваться, сразу напомнят, сколько сроков подряд правит страной Лукашенко. А это значит, нужно проводить выборы в условиях, когда полностью зачищено оппозиционное политическое поле, и даже достойных кандидатов на пост главы государства найти практически невозможно.
Хаос, смена приоритетов, снижение уровня жизни – это все для обычных граждан, которые некогда проголосовали за диктатуры, испугавшись перестройки и демократизации. Уход с политической арены и, возможно, суд – это уже для самого Александра Лукашенко. Что ни говорите, а по своей инициативе да еще и в условиях, когда в стране царит спокойствие и относительное благополучие, Беларусь не станет делать никаких резких движений.
Если же нечто подобное и произойдет, Россий применит стандартный набор сдерживающих средств. Сначала ударят по экономике. Беларусь почти на сто процентов зависит от РФ. Все экономическое процветание опирается на дешевые энергоносители из России и российский же рынок сбыта, переориентироваться с которого белорусам очень трудно. Их товары мало-помалу теряют конкурентоспособность даже на неизбалованном качеством рынке СНГ. А для Польши или Литвы, тем более – Германии или Испании, они не годятся вовсе.
В случае неэффективности экономического давления Россия применит политическое, вплоть до военного вторжения. Так уже было сначала в Молдове, затем – в Грузии и, наконец, в Украине. Перспектива расширения НАТО действительно очень беспокоит Кремль. Потеряв Беларусь как единственного в Восточной Европе надежного союзника, Москва теряет прекрасный плацдарм для размещения войск. С него удобно шантажировать Украину, Прибалтику, открывается граница с Польшей и сухопутный выход в немецкий Кенигсберг, именуемый сегодня российским Калининградом.
Если будет нужно, Москва разожжет еще один локальный военный конфликт. Создав в приграничных областях Беларуси еще одну сепаратистскую квази-республику. Эксперты даже не сомневаются в этом. Новый очаг напряженности не нужен не только самим белорусам, но и Евросоюзу. Все-таки Донбасс и Крым находятся далеко от границ ЕС, а Беларусь – страна маленькая. Если там начнут стрелять, снаряды «случайно» смогут залететь либо в Польшу, либо в Литву. Поэтому и Европа вряд ли станет активно мотивировать белорусов евроинтегрироваться.
Не зря Лукашенко уточнил, что все споры с Москвой будут происходить исключительно в экономической плоскости. На большее его страна пока не способна.