Пафосное открытие памятника советскому оружейнику Михаилу Калашникова 19 сентября в Москве очень быстро сменилось конфузом, который быстро перерос в скандал.
В торжественной церемонии открытия памятнику изобретателю автомата Калашникова присутствовали гендиректор корпорации «Ростех» Сергей Чемезов (ему приписывают инициативу пригласить для создания монумента скульптора Салавата Щербакова – автора нескольких памятников в столице), министр культуры Владимир Мединский (он же – почетный руководитель Российского военно-исторического общества, инициатора возведения 10-метрового памятника Калашникову в Москве), дочь конструктора Елена Калашникова и др. Глава Минкульта назвал Калашникова «культурным брендом России», Чемезов отметил, что АК «остается символом надежности» и т.д. Пафоса было выше крыши.
Но уже через день военно-исторический редактор Rolling Wheels и экс- сотрудник Центрального музея Великой Отечественной войны Юрий Пашолок в Сети сообщил, что на пьедестале памятника среди образцов оружия, созданного Михаилом Калашниковым, каким-то образом очутился чертеж штурмовой винтовки Sturmgewehr 44 конструкции немецкого оружейника Хуго Шмайссера.
Ляп оказался настолько очевидным, что спорить никто не стал – просто пообещали «внести коррективы». Сам скульптор оправдывается тем, что эскизы для памятника скачивали из Интернета, вот случайно кто-то и допустил ошибку, но никакой «политической подоплеки» в этом не было.
А в Сети с новой силой вспыхнули споры об авторстве Михаила Калашникова в создании АК-47. Дело в том, что немецкого оружейника Шмайссера после разгрома фашистской Германии взяли в плен американцы, но в 1946 году передали его Советскому Союзу «для передачи опыта». И работал немец на Советскую армию все в том же Ижевске, где изобрел свой знаменитый автомат Калашников. Сторонники авторства советского конструктора указывают, что StG-44 и АК-47 лишь внешне похожи, а вот их конструкция серьезно отличается. Противники им в ответ говорят, что сам Шмайссер и внес необходимые коррективы, чтобы сделать свою штурмовую винтовку более надежной.
А еще в Сети вспоминают, что это не первый конфуз с немецким оружием у скульптора Щербакова. Три года назад на Белорусском вокзале открыли его монумент «Прощание славянки». И допытливые зрители разглядели на монументе немецкую винтовку Mauser 98. На следующий день ее просто спилили.
И в заключение слова известного российского галериста Марата Гельмана: «Болезнь нынешней власти – это историзм. Власть смотрит в прошлое и пытается его активно менять, в том числе с помощью таких вот памятников». С ним согласен бывший мэр Москвы Юрий Лужков: «Сейчас львиная доля бюджета тратится на вооружение. И это является продолжением линии, которая отрабатывается в таком воинственном духе. Такая фигура с автоматом была бы уместна на Поклонной горе, например, а не в этом мирном месте».
Автор: Александр Дынниченко