Недавний процесс формирования коалиции внутри украинского парламента сопровождался активной миграцией депутатов между внутренними объединениями. В то же время, обычной практикой для парламентов развитых стран является запрет на межфракционные переходы, об этом сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «ЛІГА.net».
Некоторыми занимательными данными о миграции депутатов между фракциями в своей публикации поделился Ростислав Аверчук, выпускник бакалаврской программы «Философия, политика, экономика» в Оксфорде. Он утверждает, что в отличие от украинских народных избранников, в парламентах развитых стран переходы депутатов между фракциями происходят не так активно.
Используя терминологию главы фракции «Блок Петра Порошенко» Юрия Луценко, можно назвать Уинстона Черчилля самой известной «тушкой». Дело в том, что по идеологическим соображениям любимый многими британский премьер дважды менял фракцию. Известным случаем является то, что в 2001 году выход из фракции республиканцев только одного сенатора позволил демократам стать в сенате доминирующей политической силой. Около 25 процентов депутатов итальянского парламента сменили фракционную принадлежность на протяжении временного промежутка с 1996 по 2001 год, что стало причиной значительного изменения в государственной политической системе.
Обычно в демократических традициях не предусмотрена выдача партиями мандата контролируемого. Такая практика связана с целым рядом факторов. В первую очередь, политико-правовая культура демократических стран предусматривает как выдачу свободного депутатского мандата, так и необходимость соблюдения написанных правил поведения народных избранников.
Внутрипартийная дисциплина является механизмом выгодным не только для политической силы, но и для депутатов. Ведущим механизмом формирования политической власти в государствах на протяжении многих лет были именно партии. По причине внутреннего согласования партия выступает в качестве самостоятельного игрока и претендует на власть, а также непосредственно связанные с ней должности в государственном руководстве и возможность влиять на политические решения.
Партийная деятельность депутатов также связана с поддержкой в ходе избирательного процесса и доступом к руководящим должностям и формированию политики страны. В большинстве случаев партийные системы являются механизмом консолидированным, что помогает избирателям четко определять разницу в идеологии и степени отражения интересов людей из определенных социальных групп.
Для принятия решения депутатом о выходе из фракции политической силы, которая поддержала его на выборах, нужны как минимум весомые аргументы. В отчете Совета Европы, посвященном переходу парламентариев между депутатскими объединениями, выход из фракции сравнивается с политическим суицидом. Депутаты, выходящие из фракции своей партии, рискуют потерять доверие и поддержку не только коллег по политической деятельности, но и избирателей, что значительно снижает шансы на переизбрание.
«Сезонные миграции» депутатов не приветствуются.
Как правило, избиратели рассматривают выход из парламентской фракции не слишком благосклонно. Допускается подобная деятельность народных избранников, если речь идет об идеологической подоплеке. Именно поэтому решение каждого депутата о внутреннем переходе должно учитывать возможные риски реакции со стороны избирателей и политических партий. Тем не менее, в подавляющем большинстве демократических государств переход депутатов между парламентскими объединениями объясняется важными причинами.
Достаточно веским основанием для перехода в другую фракцию может являться конфликт внутри депутатского объединения. Также народный избранник может принять решение о переходе в другую фракцию при отсутствии перспектив, в случае масштабных изменений политического поля государства и при наличии некоторых других обстоятельств. Верховенство закона и экономика децентрализованная делают межфракционные переходы практически невозможными.
Между тем даже развитые демократии предусматривают некоторые ограничения правового характера в рамках борьбы против «тушек»:
- в Австрии, Болгарии, Франции, Хорватии, Канады и некоторых других государствах выход из фракции отдельного депутата предусматривает потерю им места в комитетах или руководящей должности;
- парламентарии из Бельгии, Болгарии, Португалии, Эстонии при выходе из фракции имеют право быть только внефракционными, что запрещает переход из одного депутатского объединения в другое.
В то же время запрет на переход между фракциями внутри парламента также может оказывать негативное влияние на политическую систему страны. Переходы между фракциями обеспечивают парламенту более высокую репрезентативность, отражая изменения поддержки избирателями определенных политических сил. Очевидно, что если бы активные переходы между фракциями были разрешены в Украине – сейчас в составе «Народного фронта» депутатов было бы не слишком много.
Можно предположить, что выход депутатов из состава «Народного фронта» мог бы обеспечить рост доверия избирателей к законодательному органу за счет более точного отображения настроений населения структурой парламента. Подобную зависимость подтверждает опыт других государств. К примеру, активный переход депутатов между фракциями в ЮАР оказал на ситуацию в государстве коррекционную роль – на следующих выборах партии, потерявшие депутатов во фракциях, получили меньшую поддержку со стороны электората.