Не секрет, что личности некоторых людей являются предметом пристального внимания даже спустя многие годы после их смерти. Те политические или культурные деятели, которые оставили значительный след в истории, и по сей день вызывают интерес у широкой публики, причем, в равной степени это относится как к людям с положительными характеристиками, сделавшими немало добрых и позитивных вещей, так и к тем, кто своими действиями оставил по себе весьма недобрую память. Принцип остается один и тот же – те, чьи имена «на слуху», неизменно привлекают повышенное внимание, равно, как и все, что с ними прямо или косвенно связано, и это правило верно даже в отношении таких одиозных личностей, как Адольф Гитлер, очередной скандал вокруг имени которого разгорелся на днях в Польше.
«Коленнопреклоненный фюрер»
По информации издания «The Huffington Post» в последние дни в Польше немало шума наделала скульптура Гитлера, стоящего на коленях работы итальянца Маурицио Каттелана. В самой статуе фюрера не было бы, вероятно, ничего примечательного, если бы работа под названием «Он» не была выставлена в закрытом дворе одного из домов, где в годы Второй мировой войны располагалось Варшавское гетто. При этом, она не выставлена на всеобщее обозрение в том смысле, как это делается с иными произведениями искусства, а размещена так, что разглядеть ее можно лишь в проем в воротах, через которые можно попасть во двор. Статую Гитлера, который изображен в позе стоящего на коленях с печальным выражением лица, повернута спиной ко входу, посему издали его можно принять за молящегося ребенка.
Однако, сам факт размещения подобной скульптуры на территории Варшавского гетто вызвал бурю негодования среди представителей еврейской общины. В частности, упомянутое издание приводит слова представителей еврейского правозащитного центра имени Симона Визенталя, которые характеризуют сей факт как «жестокую провокацию, оскорбляющую память евреев, ставших жертвами нацистов». Один из представителей Центра Визенталя Эфраим Зурофф прокомментировал спорную инсталляцию словами о том, что «евреям известно, что единственной «молитвой» Гитлера было то, чтобы они были стерты с лица Земли».
Сам автор композиции утверждает, что основным посылом такого «эксперимента» было желание показать, что «скрытое зло может быть где угодно», кроме того, место расположения скульптуры, по словам М. Каттелана, согласовал главный раввин Польши Михаил Шудрих. Впрочем, как отмечают аналитики раздела «PR и маркетинг» журнала «Биржевой лидер», так или иначе, а такой PR-ход, без сомнения, помог привлечь внимание к выставке работ итальянского скульптора, которая открылась еще в ноябре текущего года, и пройдет в столице Польши вплоть до февраля года будущего.
Гитлер в современном бизнесе и политике
Тем не менее, фигура вождя Третьего рейха является средством PR и рекламы не только в области культуры, но и до сих пор эксплуатируется в рекламных целях в других направлениях, в частности, в бизнесе или политике. Примером этого могут служить ситуации, имевшие место в Украине. В частности, в начале текущий недели большой резонанс имел случай в Харькове, где в одном из магазинов, расположенных в местном торговом центре, был выставлен манекен Гитлера в мундире со свастикой на рукаве.
Фото, запечатленные посетителями бутика были выложены в блогах, причем, большинство авторов сообщений относились к происходящему с юмором, однако, некоторые посетители критиковали собственников магазина за столь провокационную рекламу. Тем не менее, данная новость была одной из наиболее распространенных в Интернете сразу после публикации фото, и вызвала большой интерес.
Другим примером, где политика перемежается с бизнесом, может служить ситуация в Запорожье, где, как известно, вообще любят тоталитарных вождей минувшего столетия. В ответ на размещение в городе памятника Иосифу Сталину, редактор одной из местных газет разместил на центральном проспекте бигборд с изображением Гитлера, в котором он спрашивал о том, почему и ему не ставят здесь памятник, ибо он «не хуже Сталина». Любопытно, что на рекламной площадке был также размещен логотип издания, что дало повод говорить о том, что это, помимо вполне очевидного ответного политического хода, является также и рекламных ходом редактора, а по совместительству, владельца местного еженедельника, который, к тому же, был на старте собственной предвыборной компании.
Автор: Ростислав Белый